Кратко о ценовых факторах жемчуга

На цену жемчуга могут повлиять следующие факторы:

Блеск

Тип жемчуга (морской/пресноводный, натуральный /культивированный, цельный/неровный)

Толщина перламутрового слоя (субстанция, выделяемая моллюском)

Цвет

Форма

Размер

Качество поверхности

Обработки (обработан или не обработан? тип обработки).

БЛЕСК. Блеск жемчужины – это сочетание ее сияния и переливов. Чем интенсивней и глубже блеск, тем ценнее жемчуг. Жемчужины с высокой степенью блеска хорошо и резко отражают свет и также имеют контраст между светлой и темной стороной. Жемчуг с небольшим блеском выглядит молочным, мелковатым и тусклым. Выбирайте тип с хорошим блеском. ТИП ЖЕМЧУГА . Перед оценкой жемчужины следует выяснить, является ли она морской (из океана, моря, залива или бухты) или пресноводной (из реки, озера или пруда). Хорошие морские жемчужины (к примеру, из Южного моря или японские Акойя) могут стоить в несколько раз дороже пресноводных того же качества и размера. Одна из причин в том, что один моллюск в озере может производить около 40 пресноводных жемчужин за урожай, а устрица в море за то же время одну или две.

 

Следует заметить, что некоторые новые типы больших розовых пресноводных жемчужин стоят более 15 тыс. долл. за штуку. Натуральный жемчуг ценится больше, чем культивированный. Натуральные жемчужины обычно формируются по мере того, как моллюск выделяет слои защитного перламутра вокруг раздражителя, который случайно  попал в раковину. Раздражителем может быть мелкая улитка, червь, краб или частица раковины, глины, грязи. Культивированный жемчуг формируется вокруг раздражителя, который специально  был заложен человеком. Это может быть кусочек раковины, другой жемчуг, ткань устрицы или моллюска. Форма и размер будущей жемчужины во многом зависит от формы и размера подсаженного раздражителя.

Более 99 % жемчуга на сегодняшнем рынке – культивировано. Самый большой процент натурального жемчуга, продаваемого сегодня, находят в Европе и на Ближнем Востоке. В Европе слово «жемчуг» означает «натуральный жемчуг», в США – «культивированный», потому как натуральный жемчуг в ювелирных магазинах США обычно не продается. Если жемчуг натуральный, то его так и называют. При этом, в соответствии с Федеральной торговой комиссией США, то, что жемчуг культивированный, должно быть указано.

Цельные жемчужины ценятся больше, чем бугорки на раковине – те, что растут прикрепленные к  внутренней стороне, или жемчуг 3/4 – цельный жемчуг, который был потерт или подпилен с одной стороны, чтобы убрать дефекты. Жемчуг «мабэ» изготовлен из нароста путем удаления у него внутренности и заполнения ее пастой. Затем такой жемчуг покрывают перламутром. Эти составные жемчужины выглядят большими при низкой стоимости, но они не столь прочные, как цельные.

ТОЛЩИНА ПЕРЛАМУТРОВОГО СЛОЯ. Для натурального жемчуга толщина перламутрового слоя особого значения не имеет, так как слой всегда присутствует у всех природных жемчужин. Однако он решающе важен для культивированных морских экземпляров. Чем толще перламутровое покрытие, тем лучше и прочнее жемчужина. Приблизительно до 1960 г. японские культиваторы жемчуга Акойя оставляли жемчуг в устрице примерно на 2,5 г. В 1979 г. жемчуг стали собирать через 6–8 месяцев. Как результат, на рынке появилось много дешевого жемчуга с тонким перламутровым слоем. Такой жемчуг выглядит тусклым, и перламутр с него слезает. К счастью, вполне доступны жемчужины получше, с более толстым слоем, но редко толщина достигает той, что была до 1960 г. У жемчужин из Южного моря перламутровый слой обычно толще, чем у жемчуга Акойя. Толщина перламутрового слоя у культивированного морского жемчуга – это один из самых важных факторов качества. Он влияет как на внешний вид, так и на прочность жемчуга.

ЦВЕТ. Морские желтоватые жемчужины обычно продаются за меньшую цену, чем белые или светло‑розовые. Золотой жемчуг Южного моря из Индонезии и с Филиппин – исключение и может стоить как белый, в случае если золотой цвет интенсивный и натуральный. Натуральный черный жемчуг (который на самом деле – серый), имеет играющий цвет, а не просто оттенок, его можно продать за ту же цену, что и белый жемчуг тех же размеров и качества. Цветовые блики на светлой поверхности черного жемчуга могут быть зелеными, розовыми, синими или фиолетовыми.

Розовые оттенки желательны для белого жемчуга и видимы на темных участках жемчужины. Зеленоватые или желтоватые оттенки уменьшают стоимость белого жемчуга. Иногда видны переливающиеся цвета радуги. Переливчатость жемчуга всегда считается показателем высокого качества.

То, как цвет влияет на стоимость пресноводного жемчуга, зависит от продавца. Обычно это влияние минимально. Однако, сравнивая цены жемчуга, старайтесь брать образцы одного типа и цвета.

ФОРМА . Чаще всего чем более круглая и симметричная жемчужина, тем больше она стоит. Уникальные асимметричные экземпляры, однако тоже ценятся при создании определенных украшений. Самые дешевые формы – это барокко (асимметричная неправильная форма) или кольцевое образование вокруг жемчужины.

РАЗМЕР . Чем больше сама жемчужина, тем больше она стоит. Исключение составляют жемчужины диаметром менее 7 мм. К примеру, жемчужина диаметром 2–2,5 мм может стоить столько же или дороже, чем жемчуг 4–4,5 мм (размеры обычно округляют до ближайшей половины или целого миллиметра). Цена зависит от доступности и спроса.

КАЧЕСТВО ПОВЕРХНОСТИ . Чем меньше самих изъянов и их размер, тем более ценен жемчуг. Дефекты на одиночной жемчужине более очевидны и менее приемлемы, чем в нити. Для нити жемчуга вполне нормально иметь некоторые дефекты.

У натурального жемчуга, как правило, больше изъянов, чем у культивированного Акойя. Культивированный жемчуг из Южного моря также хуже, чем Акойя, у которого тоньше перламутровый слой. СОСТОЯНИЕ ОБРАБОТКИ. Окрашенный и облученный жемчуг стоит меньше натурального. Облученные жемчужины обычно дороже окрашенных, так как процесс облучения более затратный и его оставляют для высококачественного жемчуга.

В 1920–1930‑х гг. XX в. черный окрашенный жемчуг считался модным и порой продавался за ту же цену, что и белые экземпляры, равные по размеру и качеству. Географические месторождения. Япония до сих пор является главным производителем жемчуга Акойя размером от 7 мм в диаметре. Китай – основной добытчик пресноводного жемчуга, но он также культивируется в США и Японии. Австралия добывает белый жемчуг в Южном море, а Индонезия является самым крупным производителем золотого жемчуга в этом регионе. Приличное количество золотого жемчуга Южного моря производится на Филиппинах. Большинство черного жемчуга выращивается на Таити, а также на островах Кука и в Мексике.

Самый высокий процент натурального пресноводного жемчуга собирается в Персидском заливе, Красном море и Манарском заливе (между Индией и Шри‑Ланкой). Натуральные пресноводные жемчужины также были обнаружены в реках США, Шотландии, Ирландии, Франции, Австрии и Германии. Но они уже не представляют коммерческой ценности.

Будьте внимательны – о том, что жемчуг был окрашен или облучен, говорят не всегда. В случае с черными и золотыми жемчужинами из Южного моря, стоимостью в тысячи долларов, неплохо бы получить отчет из признанной лаборатории об отсутствии краски. Особенно если продавец вам незнаком.

Имитации жемчуга часто продают как культивированный жемчуг.

Более частая проблема – это тонкий перламутровый слой жемчуга, который фактически облезает. Это может быть заметно как невооруженным глазом, так и при 10‑кратном увеличении. Избежать покупки жемчуга с тонким перламутровым слоем можно, выбирая жемчужины с насыщенным ярким блеском. Чтобы научиться выявлять блеск, просите продавцов показать вам весь ряд – от тусклого до яркого жемчуга.

Советы по уходу. Протирайте жемчуг мягкой влажной тканью после того, как вы его носили. Не используйте для чистки ультразвук, пар, моющие средства, отбеливатели, порошки, аммиачные средства и химикаты. Жемчуг чувствителен к кислотам, однако ацетоном можно осторожно удалять клей и краску. Надевайте жемчуг после использования лака для волос, косметики и духов. Если вы носите жемчуг часто, то нити следует проверять у ювелира по меньшей мере раз в год, чтобы посмотреть, требуется ли их заново натянуть.