Как вас обманывают в ювелирных магазинах

 

Ниже описаны способы, к которым прибегают с целью ввести в заблуждение. При этом если покупателю сообщается о работе, проделанной над камнем, о том, что камень синтетический или имитация, то продавец чист перед законом.

ПОКРЫТИЕ ЦВЕТНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ. Бесцветные или бледные камни иногда покрывают цветным пластиком. Зеленое покрытие придает бериллу вид изумруда, а светлому нефриту – вид ценного королевского нефрита. Иногда на камни наносят прозрачное металлическое покрытие (вроде того, что на объективах камер), чтобы добавить цвет или блеск. Также используется лакированное покрытие.

ПОКРАСКА. Не обязательно покрывать весь камень, чтобы придать ему цвет. Достаточно нанести краску на определенные места. Благодаря множеству отражений от ограненного прозрачного камня, 2–3 мазка на нижней части и/или на грани камня создают ощущение равномерного распределения цвета, если смотреть сверху. Краску можно скрыть оправой.

Изумруды обыкновенно окрашивают именно так. Полупрозрачные опаловые кабошоны можно окрасить внизу, чтобы усилить игру цвета. С целью улучшения игры цвета, под опал иногда подкладывают павлиньи перышки, многоцветные крылья бабочек и перламутр. Иногда на заднюю стенку желтоватых бриллиантов или под крапаны оправы наносят пурпурные чернила, чтобы бриллиант выглядел практически бесцветным и более ценным. Так как пурпурный это дополнительный цвет по отношению к желтому, то он его фактически поглощает. Поэтому с осторожностью относитесь к оправам с закрытым дном. Низ камня может быть окрашен.

ПРОКЛАДКА ФОЛЬГОЙ. Веками такая обработка использовалась для добавления цвета и блеска бриллиантам. Когда огранка бриллиантов стала более технична и стала придавать больше блеска камням, фольга утратила популярность. Сегодня фольгу иногда можно встретить в сочетании с природными камнями, но вероятней всего она используется со стеклянными имитациями. Опять же, с осторожностью относитесь к оправам с закрытым дном. Иногда под ними может быть спрятана фольга, особенно если камень неестественно яркий. Камни с подложкой из фольги могут быть обнаружены в старинных украшениях. Цена изделия должна базироваться на исторической ценности.

СОЗДАНИЕ ТРЕЩИН ОХЛАЖДЕНИЕМ. Трещины получают путем нагревания камня, а затем погружения его в холодную воду. После такой процедуры синтетический камень выглядит более натуральным. На бесцветном кварце могут создать трещины, а затем заполнить их цветным маслом или окрасить, – таким образом, они будут имитировать изумруд или рубин.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОМБИНИРОВАННЫХ КАМНЕЙ (комплексных камней). Камни, составленные из двух и более частей, называются комбинированными, или комплексными. Камни из двух частей называются дублеты, из трех – триплеты. Комбинированные опалы – одни из самых распространенных комплексных камней. Дублеты и триплеты опалов легко обнаружить, они продаются вполне законно, и это не считается обманом. Однако комбинированные рубины, сапфиры, изумруды и нефриты используются для обмана покупателя.

К примеру, части бледно‑желтого сапфира могут быть соединены голубым клеем для создания голубого сапфира. Части бледного изумруда могут быть соединены зеленым желатином или клеем, и камень будет смотреться как темно‑зеленый изумруд (рис. 3.2 и 3.3). Нефрит иногда склеивается из трех частей – бледный нефрит с полостью, заполненной зеленым гелем и небольшим кабошоном, которые приклеены к задней стороне нефрита, чтобы он выглядел как дорогой образец.

Способ выявить комплексный камень – найти, где части были соединены. Часто это можно увидеть, погрузив камень в воду. Это поможет увидеть цветовые различия и клеевой слой. Опалы, однако, не стоит опускать в воду – просто посмотрите на них со всех сторон. Увеличительное стекло также хороший инструмент. С его помощью можно увидеть соединительные линии, воздушные пузырьки между частями или области, где на камень нанесли клей.

Осторожней с камнями, цены на которые уж очень привлекательны. Такие камни могут быть поддельными, комбинированными, покрытыми каким‑либо веществом, или выращенными в лабораторных условиях.