Качество огранки камней

КАЧЕСТВО ОГРАНКИ : у хорошо ограненного самоцвета блеск и цвет равномерны по всему камню (рис. 1.2). Там не должно быть видимого «окна» – бледной потускневшей области в центре камня, сквозь которую можно даже смотреть. В целом чем больше «окно», тем хуже огранка.

Чтобы проверить наличие «окна», держите камень на 2–5 см над контрастной поверхностью (над рукой или листом с текстом) и пытайтесь посмотреть сквозь камень сверху, не наклоняя его. Если сквозь центр вы видите руку или текст, значит, у камня имеется «окно». Покупая камень, посмотрите на его очертание. Вид сбоку покажет, насколько камень подходит для огранки, – возможно, он слишком крупный или неровный. На диаграмме 1.1 показаны черты хорошо ограненного самоцвета и расписаны термины. Рисунок 1.4 – также пример хорошего камня.

Мелкий павильон (нижняя часть) ослабляет яркость и создает большое «окно». Высокая коронка (верхняя часть) и толстый рундист (ободок вокруг камня) добавляют ненужный вес, что повышает стоимость камня. Ограненные камни обыкновенно оцениваются по весу.

Оценивая огранку, также обращайте внимание на качество, сложность и оригинальность граней (грани – расположение маленьких полированных поверхностей). Некоторые наилучшие огранки были сделаны на материалах низкой и средней стоимости, таких как аквамарин, гранат, кварц, танзанит, топаз и турмалин.

Огранка и создание пропорций на более дорогих камнях, типа изумруда, рубина и александрита порой менее ценны, потому как высокая стоимость материала приводит к тому, что ювелир пренебрегает красотой в пользу веса. ФОРМА И СТИЛЬ ОГРАНКИ: форма камня – это его внешние контуры. Самые распространенные формы – это круг, овал, квадрат, треугольник, груша, маркиз, сердце и античная огранка – квадратная или треугольная форма, с закругленными сторонами и сглаженными углами. Камни могут быть любой геометрической формы или же походить на какой‑нибудь объект – животное, колокол, звезду, полумесяц и т. д., также камень может быть свободной абстрактной формы. Огранщики стараются выбрать форму и стиль огранки, позволяющие подчеркнуть предпочтительные цвета и блеск, свести к минимуму нежелательные изъяны и/или получить максимальный вес готового изделия. При маленьких калиброванных размерах есть тенденция делать ту огранку, которую желает изготовитель, даже если форма предполагает большую потерю веса. Стандартные размеры и формы предназначены для ювелирных изделий массового производства.

Влияние формы на цену зависит от продавца, типа камня, его веса, качества и спроса на форму. К примеру, круглый рубин высокого качества весом в 1 карат может стоить на 15–20 % больше, чем рубин с античной огранкой. При более маленьких размерах форма может никак не влиять на стоимость. Предмет оценки формы слишком сложен, чтобы описывать его в этом издании. Просто помните, что нужно разумно сравнивать и оценивать камни, имеющие одинаковую форму и огранку

Стиль огранки – это способ, которым обработан камень. Камень, имеющий овальную форму, может быть огранен в стиле кабошон (верх в виде купола и плоская либо округлая основа) или же иметь разные грани (отполированные поверхности различных форм).

Вот три традиционных стиля огранки:

ступенчатая огранка

бриллиантовая огранка

смешанная огранка

Ступенчатая огранка: грани идут рядами, напоминая ступени лестницы. Обычно грани 4‑сторонние, удлиненные и параллельны рундисту. Если углы при данной огранке образуют восьмигранник, то такая огранка называется изумрудной, потому как изумрудам обыкновенно придают такую форму. Бриллиантовая огранка: обычно имеет 3 пояса сияющих граней. Также встречаются грани в форме воздушного змея и правильного ромба.

Смешанная огранка. Сочетание ступенчатой и бриллиантовой огранок. Популярный метод для самоцветов.

На рынке появилось много новых стилей огранки и для обработки драгоценных камней. Дизайнерская огранка с хорошими пропорциями ценится выше, чем традиционная. Кабошон – самая низкая по стоимости огранка.